Таким образом Ассоциация, являясь объединением юридических лиц, соответствует всем требованиям и критериям специального федерального закона, а
следовательно, вправе и на законных основаниях осуществляет не общественный мониторинг в соответствии с 212-ФЗ, а независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в соответствии с положениями статьи 102 специального федерального закона.
Положения 212-ФЗ к Ассоциации неприменимы, поскольку деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Уставом.
Положения 212-ФЗ неприменимы к деятельности Ассоциации как объединения юридических лиц в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 212-ФЗ предметом регулирования указанного федерального закона являются «правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.».
В соответствии с позицией Министерства юстиции РФ (Письмо от 26.07.2019 №11-95338/19) «публичными полномочиями являются делегированные государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.». В частности в указанном письме, касающемся деятельности саморегулируемых организаций, Министерство юстиции РФ определяет публичные полномочия для данных организаций как «разработку и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В этой связи саморегулируемые организации в строительстве и их национальные объединения наделены публично-правовыми полномочиями.».
Одновременно с этим такие участники контрактной системы как заказчики, участники закупок, специализированные организации, операторы электронных площадок не наделены и не осуществляют в ходе осуществления действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в рамках специального федерального закона, не приобретают и не реализуют никаких контрольных и надзорных функций, характеризующихся принудительно-властным характером, не разрабатывают и не устанавливают стандартов и правил, то есть не осуществляют никаких публичных полномочий.
Кроме того в статье 9 212-ФЗ (в обеих ее частях) названы субъекты общественного контроля применительно к сфере действия указанного федерального закона. Это: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.
Указанные субъекты являются коллегиальными органами, формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций и не являются юридическими лицами (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», часть 5 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Применительно к 212-ФЗ общественный мониторинг – это в соответствии с частью 1 статьи 19 212-ФЗ «постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».
В рамках 44-ФЗ независимый мониторинг – это в соответствии с пункт 3 части 3 статьи 102 44-ФЗ «независимый мониторинг закупок и оценка эффективности закупок, в том числе оценка осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия» требованиям специального федерального закона.
Таким образом перечень субъектов общественного контроля в соответствии с 212-ФЗ, не являющихся юридическими лицами, не соотносится и не пересекается с перечнем субъектов общественного контроля в соответствии с 44-ФЗ – юридических лиц; а содержание, суть и сфера применения 212-ФЗ,
касающегося общественного контроля за органами и организациями, наделенными и осуществляющими публичные полномочия, не соотносится и не пересекается с содержанием, сутью и сферой применения общественного контроля в рамках 44-ФЗ, объекты которого не наделены публичными полномочиями.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование заявителя в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.